Уникальный полимерный сорбент, разработанный коллективом Сибирской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России, показал 98-процентную эффективность в ходе испытаний на БАМе. Научно-исследовательская группа учебного заведения предложила принципиально иной подход к решению проблемы нефтяных загрязнений на железнодорожных станциях, где балластный слой из щебня пропитывается нефтепродуктами. Традиционно для очистки требуется полное изъятие и замена грунта — крайне затратная и трудоёмкая операция.
Специалисты сибирского вуза МЧС России совместно с производственным партнёром ООО «Рокс» (Группа «Сивер») разработали уникальный полимерный сорбент. Его ключевое преимущество — возможность очищать щебень непосредственно на месте, без демонтажа всего балластного слоя, что ведёт к значительной экономии для отрасли.
Эффективность технологии была подтверждена в полевых условиях в рамках комплексной научной экспедиции Русского географического общества по маршруту Байкало-Амурской магистрали (БАМ). Специалисты академии провели натурные испытания на участке от Усть-Кута до Новой Чары.
Ключевой этап апробации прошёл на станции Гоуджекит. Здесь учёные отобрали пробы загрязнённого щебня, измерили исходную концентрацию нефтепродуктов, а затем применили разработанный сорбент. Результаты лабораторного анализа показали, что содержание загрязнителя после обработки сократилось на 98%.
По словам представителей научной группы, полученные данные однозначно свидетельствуют об эффективности применяемой технологии, которая позволит не только значительно снизить эксплуатационные расходы железных дорог, но и минимизировать экологический ущерб.